Блог компании

Озеро Вобегон, самокритика и новые тенденции в образовании

Озеро Вобегон, самокритика и новые тенденции в образовании

Гаррисон Кейлар 50 лет назад придумал город «Озеро Вобегон», в котором жители были лучше других - женщины красивее, дети более развитыми, а мужчины сильнее и умнее.
Красивее, сильнее, умнее и развитее КОГО, если они там все такие? Оставим читателю этот вопрос как риторический.
Кейлар вел успешную радиопередачу из этого выдуманного города, а в то же самое время (80е годы 20 века) психологи и социологи заметили интересный нюанс: люди, которые довольно долго занимаются каким-то делом, склонны себя переоценивать.
95% профессоров считают, что они лучше других сотрудников своих вузов, занимающих те же должности, 99% людей уверены, что их чувство юмора выше среднего, а большинство водителей, которые находятся в госпиталях США после ДТП, в котором они были виновником (!), а на вопрос «относитесь ли вы к 1% самых богатых людей планеты?» утвердительно ответили 19% американцев.
Ничего личного, США тут приведен не для того, чтобы мы всуе вспомнили Задорнова и «ну тупые!», а потому что в этой стране социология и социологические исследования, к сожалению или счастью, намного превосходят российские разнообразием, количеством и качеством.
Главный вывод, который можно из этого сделать: люди склонны к преувеличению своих способностей и искажают даже объективные факты.

Риски и проблемы

Если оставить в стороне выдуманный город, и обратиться к риск-ориентированному подходу при оценке системы менеджмента качества лаборатории.
Одной из немаловажных причин рисков для получения достоверных результатов является потеря критичности к собственным действиям.
Когда сотрудник делает из раза в раз, из года в год одни и те же испытания по одним и тем же ГОСТам, его действия доведены до автоматизма - и при всем уважении к мышечной памяти и профессионализму опытных технологов - он рискует «на автомате» сделать испытания не верно, если у него в руках, допустим оказался слоистый композит вместо литьевого пластика, а в стандарте для таких образцов предусмотрены иные условия испытаний.
Вспомним про Вобегон - и получаем замкнутый круг в котором компетентность и опыт приправлены снижением самокритики и искажением фактов. У нас такое тоже случается.

Что же делать?

Учиться, переучивать сотрудников и учить самому.
Эффект углубления детализации и освежения знаний спикера при передаче их менее опытным коллегам был замечен, изучен и использован в системе урочной системы со времен Гербарта. Помните, в советских школах старшеклассники на день учителя готовили и проводили уроки в классах младше?
В настоящее время вертикальное образование - когда лектор читает курс, а студенты записывают - уступает место проектной совместной работе куратора и обучающихся.
Кроме того, наблюдаются следующие тренды в образовании:
  1. Гибридные программы - совмещение онлайн и офлайн-курсов и возможность учиться и в группе и в автономно - их предпочитают 62% взрослых, опрошенных Институтом образовательных технологий в открытом университете (Великобритания)
  2. Программы микроквалификации ( 42%) - прицельные мини-курсы, чтобы прокачать определенные навыки
  3. Совмещение учебы с практикой (42%) - отсутствие практики делает обучающихся теоретиками, что полезно для расширения кругозора, но не для прикладного использования в своем деле
  4. Психологический комфорт обучающихся - более половины респондентов в той или иной мере озвучили необходимость коллективного обсуждения задач студентов, снижения стресса от контроля знаний, совместного просмотра видео и отметили важность того, чтобы спикер/эксперт был скорее «старшим другом» нежели чем «недостижимым светилом».
Оценивая свои собственные риски, несоответствия и проблемы, свой опыт, свои знания, и необходимость расти, учить и учиться, мы решили запустить новое направление услуг - обучение - в формате, отвечающем всем тенденциям:

Что мы предлагаем?

  1. Мини-группы с погружением в практику (занятия проходят в учебном классе в нашей лаборатории), направленный на повышение уровня знаний в определенной области
  2. Большой объем презентаций, шаблонов документов и статей для самостоятельного изучения, которые каждый студент получает в электронном виде.
  3. Равноправный формат круглого стола с обменом опытом в котором мы делимся тем, что умеем и в чем разобрались, учитываем ваш опыт и в рамках группы единомышленников решаем проблемы каждого участника мероприятия
  4. Организованное питание и кофе-брейки, экскурсия по Технопарку Сколково и нетворкинг.
  5. Квалифицированные партнеры - центы переподготовки и повышения квалификации, ведущие исследовательские институты и сотрудники профильных ведомств.
Подробнее прочитать про готовящиеся курсы, а так же оставить заявку на участие или запросить персональный курс можно вот тут: https://www.test-polymer.ru/courses